Материальная культура средневекового поселения, повседневная
жизнь, одежда и быт населения являются одной из основных тем современной медиевистики.
В странах Западной Европы эти темы давно и всесторонне изучаются на основе письменных
источников и изобразительных материалов. В отечественной исторической науке долгое
время данные темы практически не обсуждались. Лишь с накоплением археологического
материала бытовая сторона жизни средневекового города стала привлекать внимание
исследователей. Несомненно, самой многочисленной вещевой коллекцией, добытой при
раскопках городов, является новгородская. Коллекция Новгорода уникальная по сохранности,
количеству и разнообразию средневековых кожаных изделий, преобладающую часть которых
составляет обувь. На основе её изучения строятся все последующие изыскания и обработка
археологических коллекций, собранных в других регионах страны.
Большой интерес представляют результаты исследований археологических памятников
русской культуры XVII в. Сибири и Приамурья, в частности первого поселения русских
на Амуре Албазинского острога. В уникальной археологической албазинской коллекции
XVII в., с 2013 г. хранящейся в фондах АОКМ, имеются хорошо сохранившиеся кожаные
изделия.
Обработка кожаных предметов позволяет сформулировать общие черты этого вида находок:
1) условная датировка изготовления изделий (это объясняется особенностями формирования
культурного слоя памятника).
2) кожаные предметы содержат не менее двух блоков исторической информации, отражающей:
— общую картину жизни на поселении в конкретный период;
— сведения о жизни и быте отдельных членов общества. Т.е. определяется личностная
форма использования вещей. Такая «личностная оценка» дает знания о характере реальных
жителей острога - и потребителей, и производителей кожаных изделий.
3) сравнение аналогичных изделий, близких по времени пошива, на разных поселениях,
не затеняет индивидуальность каждого изделия и присущие каждому поселению признаки
и особенности. Выделить признаки изделий, характерных только для данного поселения,
применительно к короткому временному отрезку, можно на больших выборках однотипных
изделий по условно «закрытым комплексам».
4) серийность однотипных изделий, по форме и манере пошива, позволяет выделять виды
кожевенной продукции, а также изучить выделку кож и пошив изделий.
Кожа и кожаные изделия хорошо выделаны и, несмотря на длительный срок пребывания
в земле, имеют прекрасную сохранность. Основным сырьем для кожевников служили коровьи,
овчинные и конские шкуры, а также шкурки пушных зверей. Первый технологический этап
работ заключался в очистке шкуры от шерсти, что делалось путём обработки в специальном
чане при помощи извести. Следующей стадией было дубление кожи, для чего использовались
специальные растворы и механическое размягчение – кожа мялась руками. После этого
выделанную кожу кроили и сшивали. Затем она использовалась для изготовления самых
различных изделий.
Кожевенные ремесленники выделывали как юфтевые, так и замшевые кожи. Юфтевые кожи
- это толстые, мягкие кожи с высоким содержанием жира (26–30%), водостойкие. Эти
кожи обладают повышенным содержанием жировых веществ, а также водостойкостью и износостойкостью,
но менее эластичны. Для придания этих качеств кожу обрабатывают путём длительного
золения и обильного жирования (содержание жира в юфти до 25% от массы кожи). Такие
кожи чаще всего применяются для производства обуви.
В албазинской археологической коллекции насчитывается 3138 единиц, из них 185 предметов
из кожи, а именно обувь, кошель, шапка, рукавицы и мелкие кожаные изделия.
Обувь - самая массовая кожевенная продукция. В коллекции 55 фрагментов
обуви, из которых несколько целых башмаков, а также их составные части (верхняя
часть, подошва, стельки и каблуки). Можно выделить общие характеристики: функциональная
и половозрастная принадлежность, сроки и особенности её ношения, способ изготовления.
К повседневной отнесены виды обуви, бытовавшие на территории Албазинского острога:
кенга, чарок, полусапожки. [2]
Письменные источники XVI–XVII в. отмечают половозрастную градацию обуви - мужские,
женские, подростковые и детские башмаки и сапоги. Археологические находки показывают,
что данное деление определяется только размером, но не конструкцией изделий.
Наиболее распространенный вид обуви - кенга - головка с подошвами сверх сапог;
теплая обувь, валенная, меховая или кожаная, с теплым подбоем, но без голенищ.
Например, башмак из албазинской коллекции. Цвет чёрный, размер: 4х27,5х12,5
см. Верхняя часть (головка) цельнокроеная, к подошве пришита изнутри. Имеет кант
из зелёного сукна, пришитый к головке стежком. Через кант пропущен ремешок из сыромятной
кожи. Подобная обувь носилась повсеместно.
Чарки - традиционная мужская и женская обувь
Сибири; башмаки с суконной опушкой (очкурой) для вздержки шерстяной оборы или завязки
по чулкам.
Отличаются от кенг раскроем подошвы, и незначительно головки. Подошва напоминает
вытянутую цифру восемь (т.е. состоит из двух вытянутых окружностей, соединённых
узкой перемычкой). [2]
От данного вида обуви сохранились отдельные части – подошва, верхняя часть, кант.
По изделиям видно, что головка цельнокроеная из толстой кожи, была пришита потайным
швом с припуском на строчку. В отличие от кенг, у верхней части чарка имеется расширение
в боковой стороне, соответствующей вырезу на подошве.
Письменные источники содержат информацию об особенностях ношения обуви в средневековой
России. Встречаются названия тканых и вязаных покрытий ступни и голени - гащи, паголенки,
гамаши, чулки-копытца, ноговици, онучи. Чулком называли и суконные обертки и сафьянную
мягкую обувь. В археологических материалах албазинской коллекции имеются фрагмент
шерстяного носка и войлочных стелек. В качестве стелек также использовали прокладки
из травы и соломы.
О сроке ношения обуви можно судить по изношенности найденных предметов. По современной
оценке, в зависимости от климатической зоны и вида дубления, износ кожаных подошв
составляет 200–270 дней.
В коллекции также можно выделить элементы одежды: поясной ремень (рис. 1), шапка
(рис.2), рукавицы.
Рис. 1
Рис.2
Рукавицы - вареги, верхонки. В крое основных различий нет. Детали
рукавиц в раскопках, после обуви, являются самой многочисленной группой кожаных
предметов. По манере раскроя и сшивания выделено 2 основных варианта. Первый вариант
включает изделия из двух половин, у которых большой палец выкраивался на боковом
обрезе детали для тыльной стороны. Разновидностью их были рукавицы, у которых ладонная
деталь кроилась из двух частей, на каждой из которых был выступ для большого пальца.
Второй вариант имеет овальный разрез для большого пальца в середине ладонной детали.
По всей видимости, в него вшивалась отдельная деталь для покрытия большого пальца.
Разнообразные кожаные изделия выделены в категорию вместилищ
для содержания, переноски и хранения вещей. Два изделия использовались для режущих
орудий – чехлы для ножей или ножные. Конструктивно ножные изготовлялись из куска
толстой дубленой кожи, из которого выкраивалась прямоугольная пластина. Для острия
ножа на заготовке делались треугольные боковые срезы. Затем заготовка складывалась
и сшивалась наружным швом. Шов располагался в боковой части. В такие ножные входило
только лезвие ножа.
Вторые ножные изготовлены из пластины тонкой кожи. В нижней части, где должно располагаться
острие ножа, с двух сторон вырезали прямоугольные полоски. Затем пластина складывалась
посередине и сшивалась наружным швом. В верхней части ножен внутрь заворачивалась
полоска шириной 1 см. В подобные ножные вкладывались и лезвие, и часть рукояти ножа.
Особый интерес представляет кошель. Поясной кошель
изготовлен из целого куска кожи размером 10,6х16х2,5 см. Передняя и тыльная стороны
трапециевидные, боковые стороны имеют удлинённую каплеобразную форму. К вершине
клапана крепится ремешок из сыромятой кожи, длинной 47 см. Внутри подсумка был вшит
подклад, об этом свидетельствуют остатки ткани по швам.
Производство по выделке кож и пошиву кожаных изделий имело большой удельный вес
в народном хозяйстве Средневековой Руси. Среди населения спрос на кожаные изделия
был велик. Изделия из кожи использовались повсеместно. Археологические материалы
позволили полностью реконструировать технику и технологию кожевенного и сапожного
производства.
Кожаные изделия содержат важную информацию о культуре быта средневекового поселения,
одежде его жителей. Изучение их в технологическом аспекте затрагивает проблему организации
средневекового ремесла, степени его специализации. Среди кожаных находок можно выявить
предметы первой необходимости, а также предметы, характеризующие занятия населения.
Источники:
1. Визгалов Г.П., Пархимович С.Г., Курбатов А.В. Мангазея: Кожаные
Изделия (Материалы 2001-2007 гг.). Екатеринбург, 2011. С 216.
2. Сухих В.В. Хозяйственное освоение Приамурья русскими в XVII в. (по
материалам раскопок Албазинской крепости)// Автореф. Дис. …к.и.н. – Новосибирск,
1980. 15 с.
Воспроизводится по:
"Амурский краевед". № 31. 2015 г.
|