Главная » Статьи » М » Мыльников В.П.

Вспомогательные деревянные инструменты гончара из Албазинского острога (Амурская область)

Значимость введения в научный оборот артефактов из необработанных коллекций, полученных при исследовании археологических памятников много лет назад, неоспорима. Новая информация, полученная при комплексном анализе первоисточника, расширяет наши знания о культурном потенциале, приумножает сведения о неизвестных ранее сторонах жизни и деятельности населения, создавшего эти вещи. Классификация предметов по функциональному назначению определяет не только их ассортимент, но и позволяет выделить виды и группы изделий. Изучение приемов и спо
собов изготовления каждого артефакта дает нам сведения об уровне развития того или иного вида производства, о возникновении и трансформации технологических традиций, о тонкостях и особенностях обработки материала, об инструментарии, который использовали древние мастера.
Цель данной работы заключается во введении в научный оборот новых материалов по традициям и атрибутике гончаров России в XVII в. Задачи исследования состоят в проведении комплексного трасологического и сравнительно-типологического анализа деревянных артефактов, добытых во время
[222]


Рис. 1. Деревянные вспомогательные инструменты гончара из Албазинского острога XVII в.: 1–3 – лопаточки; 4–5 – заостренные палочки; 6–9 – ножи; 10–11 – колотушки (фото автора)

 
первых археологических исследований в 1975–1976 гг. на территории Албазинского острога XVII в. в Амурской области, проводившихся С.В. Глинским и В.В. Сухих [1992]. Все находки были сделаны в культурном слое, вместе с другими предметами, датированными XVII в. Хорошая сохранность деревянных предметов объясняется специфическим составом суглинистой почвы и повышенной влажностью, которые играли роль консервантов. Вместе с мелкими хозяйственно-бытовыми предметами хорошую сохранность имеют и остатки деревянных конструкций оборонительных стен и фундамента церкви, которые исследуются и в настоящее время [Черкасов и др., 2011]. Хозяйственно-бытовые деревянные изделия до недавнего времени хранились в архиве ИАЭТ СО РАН. Весной 2013 г. все артефакты были переданы в Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области (Благовещенск). Перед этим коллекция предметов, изготовленных из дерева, была исследована по отработанной и проверенной временем методике [Мыльников, 2011]. В настоящее время большая часть вещей дополняет экспозицию истории Албазинского острога в Благовещенском городском государственном краеведческом музее.
Городище «Албазинская крепость» – уникальный памятник русской истории и культуры на Дальнем Востоке, крупнейшее укрепленное поселение русских первопроходцев на Амуре во второй половине XVII в. (ныне с. Албазино Сковородинского района Амурской области. В настоящее время памятник является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения).
Впервые упоминается в 1650 г., когда отряд Е.П. Хабарова занял на верхнем Амуре городок даурского князя Албазы, имя которого впоследствии дало название острогу. Покидая городок в июне 1651 г., Хабаров сжег его. В это время от слияния Шилки и Аргуни вниз по Амуру до устья Зеи и по самой Зее располагалось более 20 русских поселений – слобод, ясачных зимовий и острожков. К лету 1683 г. албазинские служилые и промышленные люди срубили новый острог, оградив стенами значительно большую, чем прежде, территорию.
В работах отечественных и зарубежных историков он обычно фигурирует в связи с двумя наиболее значимыми событиями своего времени в Приамурье: приведением Е.П. Хабаровым в 1649–1653 гг. в русское подданство значительной части населявших этот край народов и маньчжурской агрессией с двумя осадами крепости маньчжурами – в 1685 и 1686–1687 гг., завершившимися подписанием Нерчинского договора [Александров, 1984. С. 44]. Некоторые из атрибутов Албазинского острога хранятся в крупнейших музеях страны: знамя с образом Спаса Вседержителя – в Оружейной палате Московского кремля, серебряная печать 1682 г. – в Государственном Эрмитаже. Икона Албазинской Божией Матери из острога до сих пор является самой почитаемой святыней православия на Дальнем Востоке. Один из защитников острога стал создателем «Повести о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта, во святом крещении нареченных Гавриила и Тимофея псковских чудотворцев» [Артемьев, 1990а; 1990б].
Многие защитники крепости, в том числе являвшиеся носителями ремесленных традиций, были выходцами из весьма отдаленных от Сибири областей России [Русско-[223]китайские отношения в XVII веке..., 1969; 1972; Артемьев, 1992а; 1992б; 1995; Витсен, 1996]. Об этом могут свидетельствовать и исследованные нами предметы из дерева, имеющие непосредственное отношение к хозяйственной деятельности, в частности, к гончарству.
Вся коллекция деревянных артефактов насчитывала более ста единиц. Из них археологически целых изделий около половины, остальные – крупные и мелкие фрагменты. Примерно половина предметов сложной конфигурации сделана из древесины лиственных пород, вторая половина – хвойных. Это объясняется механическими и физическими свойствами материала. Древесина лиственных пород более пластична и менее колка. Из нее лучше, чем из хвойных (исключая древесину кедра), изготавливать изделия с усложненной криволинейной формой.
Трасологический анализ следов лезвий орудий обработки позволил выделить следующие виды инструментария: топор – ширина лезвия 9–12 см, ножи с широким и узким лезвиями, стамески с прямым лезвием шириной 6–10 мм, сверла диаметром 3–6 мм. Характерные особенности обработки материала с четко выраженными следами лезвий инструментов указывают на операции деревообработки: рубка, раскол, строгание, долбление, сверление, шкурение, заглаживание, гнутье, резьба.
Функциональный анализ выявил определенные категории предметов. Хозяйственно-бытовые – это клинья, колья, колотушки, дощечки, заготовки рукоятей для различных инструментов и их фрагменты, фрагменты круглых древков разной длины и профиля, реечки. К кухонным принадлежностям относятся крючки очажные и регулировочные планки с отверстиями для подвешивания котелков над очагом, плашки с выбранными ободками, обломки деревянных ободов для деревянных емкостей (ведер, логушков, лоханей, ушатов, бочек) и т. д. Предметы вооружения – кибить простого лука, фрагменты древков стрел. Музыкальные инструменты и предметы искусства представлены расколотыми пополам фрагментами свирели и художественно оформленными палочками (с балясинками), покрытыми резьбой с геометрическим орнаментом. К числу инструментов принадлежат части и фрагменты простейших приспособлений для прядения и ткачества – детали механизма для ножной прялки, конусовидные древки с полусферой и выбранным ободком для наматывания нити), а также вспомогательные инструменты гончара. Наиболее представительной и репрезентативной является именно коллекция вспомогательных инструментов гончара (рис. 1, 2).
Главным инструментом гончара-универсала служит гончарный круг. На нем мастер может сделать любой сосуд. На разных стадиях формовки сосуда на гончарном круге применяют различные вспомогательные инструменты, которые чаще всего изготавливают самостоятельно из подручных материалов. Среди них самыми необходимыми и распространенными являются стеки, шаблоны, клюшки, колотушки, струна, леска или проволока с ручками, ложки, скалки, различные ножи, как обычные, так и специальные гончарные, циркули и кронциркули. При помощи этих простых инструментов создаваемому изделию придается требуемая форма, обрабатываются его внутренняя и внешняя поверхности (первичная обработка).
Современные гончары для декорирования керамики используют металлические и деревянные палочки разных размеров



Рис. 2. Деревянные вспомогательные инструменты гончара из Албазинского острога XVII в.: 1-7 - набор стеков (1а-7а - формы рабочих частей инструментов) (фото автора)


[224]



Рис. 3 (фото). Особенности изготовления форм и профилей деревянных стеков: 1–6, 1а–6а - разные профили рабочих частей спереди и сзади; 7, 7а - художественная резьба на рукояти


Рис. 4. Выставка-продажа современных деревянных универсальных инструментов гончара (Институт керамологии Отделения института народоведения НАН Украины, г. Опошня): 1 – наборы разнообразных стеков; 2 – набор ножей (фото Л. Н. Мыльниковой)
 

и профилей, кисти, пипетки, аэрографы, а также специальные приспособления. Для сложных приемов и способов (например, при фляндровке – способе декорирования стеклянных и керамических изделий при помощи других материалов) или при гравировке в один конец деревянной палочки под прямым углом вставляют дополнительное острие. Нередко для этих целей используют простые заостренные деревянные или металлические палочки, напоминающие своим внешним видом карандаши. Струна из тонкой проволоки используется для выравнивания верхнего края посуды, а также для срезания готового изделия с круга. На ее концах крепятся ручки, вырезанные ножом из небольшой деревянной заготовки (круглое древко). Ручки обычно простейшей формы без всяких украшений, иногда с выбранными неглубокими кольцевыми фасками посередине. Такие же деревянные ножи, скребки, заостренные палочки и ручки для струны есть в коллекции албазинских гончаров.
Стеки (шнарики, резцы, профили) являются самыми многочисленными индивидуальными инструментами мастера – каждый специалист изготавливает их для себя в зависимости от вида работы, которую он выполняет. Они могут быть самыми разными по форме. Стеки умельцы иногда называют «длинными пальцами». Эти инструменты применяются для снятия лишнего материала при отделке внутренней и внешней поверхностей керамических изделий, для производства самых мелких работ и тщательной проработки деталей. Мастер изготавливал инструмент, который в будущем мог пригодиться неоднократно. Таким образом, за время работы у каждого производителя накапливался определенный набор стеков с рабочими частями различного профиля. Такие наборы стеков были и у гончаров в Албазинском остроге.
Большинство из сохранившихся албазинских стеков изготовлены из дерева лиственных пород – березы и ивы, часть – из сосны. Все они выстроганы ножом. На рабочей части каждого инструмента мастер тщательно вырезал свой заданный профиль, оформлял рукоять (рис. 3). После первичной операции - резьбы, заготовка инструмента дополнительно обрабатывалась абразивом [225] (рашпилем, напильником). Оставшиеся неровности и следы инструментов обработки убирали, заглаживая лощилом и полируя войлоком или замшей. После полного изготовления предмета стеки для влагоустойчивости могли обрабатывать любым жиром, растительным маслом или воском и еще раз полировать.
При помощи деревянных или костяных ножей и скребками обрабатывалась вся поверхность сосуда. Для выравнивания поверхности сосуда и других вспомогательных работ применяли цикли и скребки. Клюшками удаляли лишнюю глину с подсохшей посуды, а также выполняли резьбу. Среди инструментов гончара есть так называемая ложечка, которой он выбирал лишнюю глину внутри сосуда.
Проведенный нами технико-технологический и сравнительно-типологический анализ обширной коллекции деревянных артефактов из Албазинского острога XVII в., не публиковавшихся ранее, выявили разнообразные категории деревянного инвентаря, включая набор вспомогательных инструментов гончара. Все изделия имеют длинные рукояти со сложными криволинейными рабочими частями на концах. На их поверхностях зафиксированы как следы лезвия ножа, заглаживания, лощения, так и работы инструментом по глине (сработанность). Формы стеков, скребков, ножей, клюшек, ложечек и др. из коллекции Албазинского острога близки современным вспомогательным инструментам гончара, например, из известного центра гончарства на Украине в г. Опошня (рис. 4). Сравнительный анализ инструментария XVII в. и современного показывает преемственность и живучесть традиций в его изготовлении, их распространение во времени и пространстве, развитие и совершенствование.

 Список литературы

Александров В.А.
Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII в.). Хабаровск: Кн. изд-во, 1984. 272 с.
Артемьев А.Р. Памятники истории освоения русскими Дальнего Востока: проблемы археологического изучения // Вестник ДВО АН СССР. 1990а. № 4. С. 113-119.
Артемьев А.Р. Явление албазинским казакам псковских святых // Вестник ДВО АН СССР. 1990б. № 6. С. 106-110.
Артемьев А.Р. Албазинский острог — старейший памятник истории освоения русскими землепроходцами Приамурья в XVII в. // Записки Амурского областного краеведческого музея и общества краеведов. Благовещенск: Благовещенское кн. изд-во, 1992а. Вып. 7. С. 7-16.
Артемьев А.Р. Археологическое изучение памятников XVII - начала XVIII в. на Дальнем Востоке // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII - начале XVIII в.: Историко-археологические исследования. Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 1992б. Т. 1. С.39-53.
Артемьев А.Р. История и археология Албазинского острога // Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII — XIX вв.: историко-археологические исследования. Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 1995. Т. 2. С. 55-89.
Витсен Николаас. Путешествие в Московию. СПб.: Симпозиум, 1996. 272 с.
Глинский С.В., Сухих В.В. Реконструкция крепостных сооружений Албазинской крепости по археологическим источникам и опубликованным материалам // Записки Амурского областного краеведческого музея и общества краеведов. Благовещенск: Благовещенское кн. изд-во, 1992, вып. 7. С. 91–97.
Мыльников В.П. Резьба по дереву в скифское время (Северная Азия). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. 188 с.
Русско-китайские отношения в XVII веке: Материалы и документы: В 2 т. / Сост. Н. Ф. Демидова, В. С. Мясников. М.: Наука, 1969. Т. 1. 614 с.; 1972. Т. 2. 703 с.

Черкасов А.Н., Зайцев Н.Н., Онищук В.В., Сухоруков Н.И. Современные геофизические методы в исследовании Албазинского острога // Родина. 2011. № 12. С. 59–63.

Воспроизводится по:

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 5: Археология и этнография, с. 221–227.

Категория: Мыльников В.П. | Добавил: ostrog (20.08.2015)
Просмотров: 671 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]